Сказковедческий подход. Вед. -  Ленская Мария
Екатерина Суриковаkaterinakaterina

Анализ практики в Москве "Далекая Радуга"

Исследователь образовательной среды через призму созерцательных сказочных архетипов.

Работа по мастер-логике Сказковедение выбрана в виде эссе и сказочного эссе. Я рассматриваю и анализирую сказочные архетипы в педагогических  подходах, а также анализирую в форме сказки (сказочного описания) процессы внутри подхода, в которых проявляется сказочный архетип.

1 работа. Тренинг «Элементарно, Ватсон!». Практика в г. Пушкино со школьниками из Москвы 21-23 ноября 2014 г.

В большом тронном зале собрались великие мастера. Они были разные по возрасту, взглядам, идеалам, у всех было много важных и неотложных дел. Но они пришли сюда, чтобы ответить на вопросы. Вопросы им задавал мир. У них было ограниченное количество времени на ответ. И именно то, что мастера были разные – помогало им найти ответ. Отвечая, они помогали решить проблему, стоявшую перед людьми. Таким образом, они совершенствовали великое искусство – Мастерство Мысли. Хотя мастерами присутствовавшие себя и не называли, но каждый видевший их это чувствовал.

Неожиданно проявленный архетип Творца в мыслительной сфере. Цель – сделать жизнь людей лучше, прекраснее. Ребята были собраны в команды, им задавались вопросы из истории, ставившие в свое время людей в тупик. И было найдено гениальное и простое решение. Нужно было придумать – как бы они поступили в этой ситуации. Причем оценивалась способность придумать свой верный, отвечающий задаче ответ. Он мог и не совпадать с оригиналом. Прорабатывалась карта 11 Изобретатель. Человек в поле идей. Активизировывалась способность придумывать, свободно мыслить, без стереотипов, получать удовольствие от процесса  мозгового штурма.

Также прорабатывалась карта 13. Освобождение от иллюзий. Необходимо было учиться понимать и принимать, что некоторые придуманные варианты решения, их вымученные идеи не подходят, не решают проблему. Разбирали с ведущими – почему не подходит их ответ.

(Задание называлось «Мегамозг»)

Игра была начата. Фигуры обозначены, следователи непонимающе оглядывались на всех и ничего не понимали. Им нужно было раскрыть преступление. Фигуры четко различали игровое пространство и реальность. Естесственно, ведь мы создаем игру для следователей. Интерес пронизывал гостиную, гости и не думали расходиться. Открывались все новые факты. Тут Джокер спутал карты и уже сами фигуры перестали понимать кто прав, а кто – Джокер. Игра и реальность смешались и не могли отделиться. Вот теперь Игра действительно была начата.

В ролевой игре был  активно проявлен архетип Дорога. Все его пять карт. Так как это один из самых главных процессов тренинга, я его проанализирую ниже в рамках рассказа о самом подходе в целом.

(Ролевая игра «История одного преступления»)

Гномы и эльфы, спящие красавицы и белоснежки, - каждый пришел сюда в назначенный час и принес с собой любимое и драгоценное. На белом полотне переливами отзывалось в душах собравшихся, любованием наполнялись сердца. Учились они подбирать Слово. Сначала получались слова, они просачивались сквозь пальцы. Приходилось использовать много слов для понимания. Но, когда Лепрекон вновь превратился в Карда, всем удалось заглянуть немного вовнутрь и наружу. Слово понемногу по букве стало собираться. Они учились его называть. Пробовали на вкус, рассматривали переливы, оно очень красиво сияло на солнце и светилось изнутри. И сказочные жители это чувствовали. Кард улыбался как обычный довольный кот.

В этом задании проявляется Архетип Государство. Карта 6 Мудрый правитель.

Нужно было из принесенных предметов выбрать один и научиться говорить о нем, отличать его качества, признаки, свойства. А остальным угадать – что это за предмет имеется в виду. Участникам приходилось найти в себе мудрого правителя, структурировать разные описания и выбрать наиболее емкое, отражающее суть предмета.

(Задание «История предметов»)

Они стояли как два гиганта, отправляли птенцов в путь. Странники отправляли птенцов в странный путь. Каждый составлял себе путь сам.  Но оставлял память, знаки дороги,  чтобы об их пути могли узнать и пройти другие. Они слетались в стайки, и это или укрепляло путников или вносило разлад. Для одной из стаек даже наступило смутное время и каждый считал другого самозванцем, государства внутри стайки не складывалось. Тогда странники стали мудрыми правителями и некоторый порядок был восстановлен. Когда все птенцы слетелись обратно, они были рады, что смогли составить путь, а некоторые даже прошли по пути другого. Посмотрели, проверили на себя чужие перышки. У одной стайки дорога была стерта так, что даже и следов конца пути было не видно, путники отчаивались и грустили. Странникам нужно было подобрать целебные слова, чтобы залечить порванные смыслы и чувства в их головах. Потом они все вместе весело летали и кружились, да так, что даже один странник утратил способность говорить. Голос его покинул. Наверное, это плата за произошедшее, подумалось второму страннику. Хотя на то, что за все приходится платить, странник упорно не хотел смотреть. Мир внимательно смотрел и щурился от солнышка, которое было уже третий день подряд.

В этом задании проявлялся Архетип Дорога, карта 2 Расставание с привычным, карта 1 Зов Дороги. В одной команде выделился архетип  Государство  карта 8  Самозванец на троне и карта 9 Несправедливое правление, смутное время. Со стороны ведущих была попытка вывести команду из кризиса путем воззвания мудрого правителя в группе. Попытка закончилась неудачей. Тогда возможность наведения порядка другим способом была показана ведущими. В дополнение к этому, видимо, фоном присутствовал архетип Помощник карта 19 Доброе утешение.

(Задание «Путь в…»: создание собственного маршрута с понятным подробным ориентированием и описанием – где зарыт их клад)

Анализ тренинга «Элементарно,  Ватсон!» с точки зрения педагогического подхода.  Здесь я буду анализировать основной процесс и ведущих по Архетипам, а также сам подход с точки зрения его специфики, задач, средств и акцентов.

Этот тренинг активно проявляет архетип Дорога все ее карточки и архетип Творец. У ведущих в большинстве случаев проявляется архетип Государство и немного завуалированный Помощник.

Вначале дорога призывает участников двигаться в путь, на тренинг всегда участникам приходится выезжать из привычных мест, и не все со всеми знакомы. Вызов дороги проявляется вначале, когда ты решаешься ехать на тренинг и второй раз в ситуационно-ролевой игре, когда прямо к каждому обращаются с просьбой расследовать это запутанное и загадочное дело.

Все задания чему-то учат, и все они заточены на главный процесс – ролевую игру. В процессе заданий участники обнаруживают неожиданные находки, которые не только еще более запутывают дело, но включают их недавно освоенные умения.

Здесь и пригождаются умение создавать описание предметов, запоминать расположение, уметь отличить правду ото лжи в словах, выстраивать причинно-следственные связи и логические цепочки, умение думать, сопоставлять, анализировать.

Кульминационный второй день является испытанием собственной Силы для людей. Здесь посылались и сбивающие факторы в виде не имеющих отношения к делу предметов, лишней сбивающей информации, странных что-то скрывающих личностей. Участникам приходилось активизировать все свои знания, понимания, чтобы решить, как поступать дальше.

И в конце раскрывались тайны игры, было подведение итогов, анализ действий участников, понимание эффективности выбранных действий в соответствии с задачей раскрытия преступления.

У ведущих архетип Государство проявлялся в структурированности речи, после каждого занятия ими подводился итог, который был записан на доске. Таким образом, работа по закреплению материала велась по трем модальностям (аудиальной, визуальной, кинестетической). У всего процесса была четко организованная структура, которая могла измениться только ведущими (правителями) и определенное расписание, требование к пунктуальности. Архетип помощник был завуалированным, так как ведущие на самом деле стараются снять иерархичность взрослый-ребенок, учат каждого искать ответы на свои вопросы, не обращаться постоянно ко взрослому – а ответьте мне, а помогите мне. При этом их незримая помощь везде чувствуется и в сложной ситуации ведущие аккуратно вмешиваются, но буквально парой слов, после которых человек сам понимает свои промахи. Наверное, это и есть педагогическая позиция, которая не как педагог над учеником, а ученик наравне и вместе с учителем.

Формат тренинга мне кажется продуктивным для школьников.

Здесь тренинг выступает:

как форма активного обучения, целью которого является передача знаний, развитие некоторых умений и навыков;

как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков;

как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем

По содержанию тренинг состоял из разных игрово-информационных блоков, собранных по теме и под определенную задачу; ролевой игры, которая объединяла все способности и навыки; разминки с утра в необычной форме, чтобы проснуться (не=зарядка); итоговой свечки, подведению итогов тренинга.

Цель, как мне показалось, формулируется как  досугово-развлекательная, на деле же она является образовательно-игровой. Для детей это возможность интересно провести время выходных, разгадывать тайны, шифры. Взрослые хотят сделать образовательный выезд по интересной для них самих и участников теме без назидальных лекций и готовых формул. Также преподаватели хотят передать ту особую атмосферу дружбы и равенства, наверное, которая была ими в том числе создаваема в школе на Хавской на заре ее существования.

Попробую выделить комплекс задач и сверх задач данного подхода:

- научить строить логические цепочки, видеть выводы и следствия, уметь достроить выпавшее звено в причинно-следственной цепи

- работа в команде разного возраста

- стимулировать занятие деятельной позиции в ситуации, когда не понятно – что происходит и что в ней делать

-  применять свои знания на практике, понимать, что учеба – это не скучный багаж никому не нужного знания

- учат подростков принимать себя такими, какие они есть через то, что сами ведущие принимают их (это не значит, что странное поведение считается нормой!)

Сверхзадачами этого подхода по-видимому является:

*поиск способов  взаимодействовать с разными людьми, не теряя своей уникальности;

*оставаться людьми при работе в команде с элементами соревнования;

*как следующий этап приучения к процессу интересных полезных знаний – создание самому процессов, которые будут его вдохновлять, понимание – что человек хочет и что ему для этого надо сделать.

Спецификой данного подхода является создание особой атмосферы. Это первое, что говорят все участники на вопрос: «Что вам больше всего здесь нравится?» На мой взгляд, это нормальная здоровая атмосфера любви, приятия, человечности, которые в норме должны быть. Сейчас эти ответы показывают, что норма человеческой жизни превращается в сверхценность.

В выезде акцентируют внимание на:

  1. Пунктуальности. Я впервые видела, чтобы по сигналу «Сбор» все дети бросали свои дела и буквально бежали в зал собраний, обгоняя нас.
  2. Ответственности и взрослости. Позиция ведущих, что вы все уже взрослые. Это позиция плюс оценивается подростками и играет важную роль в их открытости происходящему
  3. Нормальных человеческих отношениях

Мне показалось, что еще специфической особенностью подхода является отсутствие контроля за тем, что  было усвоено.  Происходит процесс взаимодействия без проверки результата. Правда в конце все говорят - что нового и интересного они узнали. Также в конце раздается распечатанная информация по самому важному из пройденного.

Более подробно о содержании тренинга можно прочитать в отчете по практике Вконтакте старший и младший потоки или на Метаверситете.

Комментарии (0)

Прокомментировать запись:

Для комментирования записи необходимо стать зарегистрированным пользователем.

Войдите или зарегистрируйтесь.

Добавить запись

Для добавления записи необходимо стать зарегистрированным пользователем.

cache: no_info (3), no_need (6), miss (6), cached (5)db queries: 12time: 0.177

При отправке данных на сервер произошла ошибка. Проверьте соединение с интернетом и попробуйте перезагрузить страницу.

У Вас не хватает прав на выполнение операции. Данные не были сохранены.