Елена Алексеева -  исследование
Елена Алексееваaleshikyaleshiky

Сказковедческий подход

Алён, пока Миха в цейтноте из-за деборкадера, я, видимо, займусь твоей логикой. Подход возьму сказковедческий (модуль Юли), это пока единственно доступный мне по времени. Начало модуля в этот четверг. Имеет ли смысл почитать анализ сказковедческого подхода питерской студентки предварительно, или луше начать с истого листа?

Комментарии (11)

7 октября 2014 в 21:22
domsrednyАлена Суриковаdomsredny

Вероятно лучше сначала посмотреть самой, написать отчет по первым впечатлениям, а потом почитать и прокомментировать Маринкин

11 октября 2014 в 15:45
aleshikyЕлена Алексееваaleshiky

Признаки системы в сказковедческом подходе:

Подход работает в абстрактном поле. 

Существует задача, которую можно сформулировать примерно так " Гармонизация состояния человека через различные методы работы со сказкой". Существует иерархия задач, например одна из прервых "понять себя"

Входит в надсистему терапии или арттерапии. Определить, что шире Сказковедение или Сказкотерапия пока не берусь, прямых вопросов я пока не задавала, а Маша и Юля дают различные вербальные маркеры на эту тему.

Ведущие всегда обращаются в объяснениях к устойчивым сказочным образам или устойчивым словесным формулировкам (Давным-давно, испокон веков).

Принципы обазначены следущие:

  1. Принцип Жизненной силы. Это обращение к ресурсу, задача - дать ресурс "клиенту" (обе ведущие "оговариваются", отмечают, что "клиент" - это плохое слово, но чувствуется, что достойной замены этого термина пока не нашли. Это или личная особенность, или  "дырка" метода.) Сначала героя "накорми, напои, в баньке попарь и только наутро в трудную дорогу с помошником (клубочком) отправь". означает, что ведущий должен организовать специальную деятельность для сохранения и преумножения ресурса Героя-клиента.
  2. принцип Моста "Навь-Правь". Многократно повторенное в мире мечты происходит в мире реальном. Связь символа и реальности (из терапии принцип визуализации или заявленных намерений) Как работает пока не совсем раскрыто.
  3. принцип Кристалла. Преодоление тонельного видения. "Избушка-избушка, повернись ко мне передом, к лесу задом" Другая точка зрения на объект.
  4. принцип Самодисциплины. Принцип без сказочных аналогий, тренировка умения выдеть мыслеобразы, понимать откуда берётся и что даёт словесная "грязь" и пр "Умереть - не встать" и т.д.

Методы, которые уже можно обозначить:

  • Создание атмосферы (среды) через внешнюю атрибутику, музыкальное сопровождение, вербальные маркеры (жили были и пр.)
  • Анализ текстов сказок, обсуждение и анализ обсуждения. Сказки можно читать "по-писанному" (прямое прочтение без анализа) и "по-неписанному": "Любаясказка это сундук или комод со множеством ящиков, в сказке зашифрованна информация "что-бы грязными руками не лезли" Разобрать сказку, как послание.
  • Создание сказок (сказкотворчество)
  • подарки
  • Карты

Понятно, что каждый из методов является самостоятельной системой, со своими задачами, рамками использованиями, методами и приёмами.

существенные элементы:

основные используемые термины:  сказкотерапия, сказковедение, сказка, герой, персонаж, истории, рассказ, символ, смысл, поле материнской защиты, патерн, архетип, спонтанное, осознанное.

Существуют внутренние классификаци сказок, архетипов и периодизации под них.

Есть отдельные приёмы: ведущий старается общатья с каждым на "его" языке, использует его термины и образы. Видимо, существует запрет на отрицательные формулировки при общении...

9 октября 2014 в 23:47
aleshikyЕлена Алексееваaleshiky

Не нашла ни здесь, ни на сайте ИШиПО материалы по тем бесседам, которыми ты задавала свою мастер логику. Поэтому делаю сначала конспект своего понимания твоей лекции-беседы, что бы, если я чего-то неправильно поняла - ты поправила. Я была на второй беседе по твоей мастер-логике "Системное мышление. Исследование педагогических подходов"

Само понятие Системное Мышление (далее СМ) мы рассматривем как средство (инструмент) для изучения интересуещих нас объектов, В даном случае педподходов. И средство это исторически обусловленно, т.е. с развитием человечества менялся и способ мышления и то, что считалось в определённом периоде - СМ (например классификация в какой-то момент истории считалась верхом СМ)

Качественный показатель СМ, мы определяем как Корректность Мышления и проверяется она в эффективности М (устраивает нас результат или нет), Следовательно СМ всегда лежит в рамках: исторического периуда и нашего объекта изучения.

Далее мы вспомним модель мышления Выгодского:

Выгодский задаёт уровни абстрогирования мышления и говорит о низших и высших уровнях абстракции:

  • Высший     - Абстрактное М, когда предметом становится идеальные объекты, например  структурное мышление,  к которому относится классфикация.                                                          - Эмперическое М. Конкретно-предметное, связи, наглядное и пр.
  • Низший  - работа с прямой информацией поступающей непосредственно от органов чувств, непосредственно проверяемая информация

Виды мышления:   объекты рассмотрения

  1. структурное     статические схемы
  2. системное.       процессы, части системы имеют свойства целого. Системы делят на закрытые (существуют только как идеальные модели), открытые и полуоткрытые.

Два подхода (в СМ? )

Системно аналитический:

  1. наличие задач, типологизации, связей между элементами и внешней средой, процессами внутренними и внешними.
  2. соотношение деклараций и ральных процессов.
  3. ключевые элементами.
  4. ценности, акценты.

Схватывающий.

Семантические поля, ключевые слова, значимые тармины.

Теперь, о том, что я нашла таки на сайте, это - таблица видов мыщления, в том числе системное мышление: не поняла "Выбери, на базе какого мышления ты будешь системно мыслить" это про системно-аналитический или схватывающий?

Правильно ли я поняла, что "предписание" в этой таблице  это, по-сути, шаги по анализу педподхода?

13 октября 2014 в 03:04
domsrednyАлена Суриковаdomsredny

Таблица и предписания в ней - это пока рабочий материал лаборатории, но ориентир такой - это предписание по применению инструмента мышления, данном случае к анализу пед.подхода. Поскольку системное мышление мы понимаем как "мета-протокол" - т.е высшую функцию мышления, встающую уже на какой-то оперативный базис - то предполагаем, что Ты можешь выбирать базис)

В системном мышлении важна возможность корректно мыслить динамические параметры, процессы и сложные, не линейные связи, взаимовлияния

Корректность важна в любом мышлении))

13 октября 2014 в 03:08
domsrednyАлена Суриковаdomsredny

По сказковеденью - сформулируй вопросы, которые для Тебя сейчас стоят и подходы/варианты поиска ответов

Сформулируй гипотезы и способы их проверки

Типы связей, которые ты уже видишь

"Гармонизация" - что это такое в данном подходе и чем она достигается?

15 октября 2014 в 00:21
aleshikyЕлена Алексееваaleshiky

вопросы: 

  1. определить иерархичность понятий сказкотерапия и сказковедение
  2. продлжить определять элементы (подсистемы) Сказкотерапии, связи между ними, основные процессы
  3. Разобраться с тем почему столько методов в подходе и какие задачи решаются ими.

Начала разбираться с методом карты "Мастер сказок", читаю методичку, рассматриваю карты их символы, классификацию архитипов и т.д.

Гармонизация - как на сегодняшний момент вижу: через достаточно мягкие формы "поднимаются" из подсознания личные кризисы, "сломанные" закономерности и пр. И "выправляются" чаще всего через анализ. Т.е. из эмоциональной плоскости переводится в когнетивную. Но после того как прочла методичку хочу проконсультироваться у Юли.

16 октября 2014 в 06:08
domsrednyАлена Суриковаdomsredny

Посмотри, пожалуйста, тексты Насти и Маринки по сказковеденью и прокомментируй сопоставление своего и их взгляда, выделенные ими акценты

21 октября 2014 в 14:34
aleshikyЕлена Алексееваaleshiky

Извини за задержку, болела и голова совершенно не работала, на модуле по сказкотерапии присутствовала по скайпу ), на ближайших выходных сделаю задание

22 октября 2014 в 07:04
domsrednyАлена Суриковаdomsredny

Хорошо))

Прикинь (и зафиксируй) заранее вопросы, которые тебе нужно задать носителю подхода (Юле, например), чтобы потом структурировать ответы. Точность формулировок не существенна - важна суть вопроса.

КогнИтивную)))

29 октября 2014 в 21:38
aleshikyЕлена Алексееваaleshiky

Итак, ответы на вопросы, которые я себе ставила в первом такте
1. Сказковедение - это первый этап знакомства со сказкотерапией, "знакомящий с миром сказки". Т.е. по сути, модуль на который я хожу и является сказковедением, а не сказкотерапией. Сказковедение внутри системы Сказкотерпия.
2. с элементами, как и предполагала оказалось сложно. Поскольку сами авторы дают сказкотерапии ... 4! определения. Об этом буду говорить подробно.
3. Про методы, более менее подробно могу пока рассказать карт "Мастер сказок".
Остальные - вопрос к Юле. Т.е. какие конкретно задачи решает сказкотерапия и какие именно методы решают эти задачи, а не другие (вопрос на завтра).
Вопрос тебе: честно говоря проблема определить, что считать элементами и связями. Я попробую рассмотреть их исходя из 4 определений. И у меня гипотеза, что типы связей из формальной логики, не сильно подходят к терапии... Есть ли примеры связей не из логики?

20 ноября 2014 в 12:07
aleshikyЕлена Алексееваaleshiky

3 из 4 определений Сказкотерапии:

Комплексная сказкотерапия как развитие эмоционального интеллекта (развитие культуры чувств и умение распозновать, осозновать, развивать и контролировать чувства, поведение).

Комплексная сказкотерапия - система представлений об уникальном узоре судьбы каждого человека, складывающегося из архетипов и архетипических сюжетов. 

Сказкотерапия как элемент воспитания (ось питания)

примеры (7+1) мужских архетипов: парные  Монарх - слуга, Крестьянин - купец, одиночные - монах, философ, шут, воин

Прокомментировать запись:

Для комментирования записи необходимо стать зарегистрированным пользователем.

Войдите или зарегистрируйтесь.

Добавить запись

Для добавления записи необходимо стать зарегистрированным пользователем.

cache: no_info (3), no_need (6), miss (4), cached (9)db queries: 9time: 0.133

При отправке данных на сервер произошла ошибка. Проверьте соединение с интернетом и попробуйте перезагрузить страницу.

У Вас не хватает прав на выполнение операции. Данные не были сохранены.