Екатерина Суриковаkaterina |
Мастер-классы в Упсала-Цирке
Исследователь образовательной среды через призму созерцательных сказочных архетипов.
Работа по мастер-логике Сказковедение выбрана в виде эссе и сказочного эссе. Я рассматриваю и анализирую сказочные архетипы в педагогических подходах, а также анализирую в форме сказочной зарисовки процессы и засевшие ко мне в душу истории во время всего дня мастер-классов.
2 работа. Мастер-классы в Упсала-Цирке 9 декабря 2014 г.
Если ты захочешь не ехать на попутке, не облокачиваться на уютное сиденье общественного транспорта, не бежать за вечно убегающим трамваем, а захочешь идти, идти по этой дороге самому от начала и до Рассвета… Идти нужно будет долго и сложно. Эта дорога – проверка на прочность, она показывает, действительно ли ты этого хочешь и действительно ли ты Сильный. Если ты все-таки решишься, тогда – иди.
(Дорога туда…)
В мою группу бродячих артистов заблудился и стал приходить Эльфенок, но он думал, что он - динозавр, потому что он долго и сильно болел и уже стал не похож на самого себя. Я на занятиях долго искала способ, способ помочь ему поверить в себя. Он совсем не разговаривал. Чтобы это чудо перерождения произошло, мне пришлось измениться самой. И вот на спектакле все шло своим чередом, у нас была потрясающе трогательная постановка про маму. Я только немного помогала Эльфенку, подсказывала первые строчки стихотворения, а он говорил вторые. Среди улыбающихся лиц зрителей только одно было залито слезами. Лицо его матери. Она плакала потом полчаса и не могла остановиться. Это были первые слова ее сына.
(Одна из историй гостьи-педагога из Америки на анализе и обсуждении упражнения "Эффект пинг-понговского шарика")
Здесь проявлен архетип Помощник его карточки. Карта 16 Приглашение к подвигу, когда они пришли в группу заниматься. Карта 17 Неожиданный подарок самой преподавательнице в виде порожденного ею способа общения. Она это воспринимает как чудо. Карта 18 - Они проходят вместе испытания. Карта 19 Доброе утешение и карта 20 Дружескую помощь здесь оказывает ребенку она сама и ее группа детей, которые принимают необычность пришедшего ребенка.
Семеро летели над землей, взявшись по кругу за руки. Было одновременно и страшно, радостно и азартно. У них получалось красиво. Для того, чтобы сотворить рисунок, им нужно было чувство плеча, доверие и много-много всего…. Иногда вдруг получалось, что кто-то один хотел быть главным, и тогда он срывался одной рукой в пропасть. И всем приходилось делать усилие, чтобы его поднять. Иногда кто-то вдруг спотыкался. И, если он не был готов принять свою ошибку и двигаться дальше, тогда спотыкались все, ведь они были соединены.
(Групповое упражнение "Эффект пинг-понговского шарика")
После обучение базовому ритму с шариками, мы разбились на команды и каждой команде нужно было придумать и добавить к изученным еще три ритма и движения. А потом продемонстрировать. Здесь проявлялся архетип Творец карта 11 Изобретатель, человек в поле идей. Мы накидывали множество идей и даже придумали свой интересный финал. Здесь был важен архетип Дорога карта 4 Испытание собственной силы. Прорабатывались внутренние сложности каждого и сбивающие мысли, и внешние групповые вещи. Были трудности договориться между собой, справиться со своим волнением, работать в команде, не выпадать из ритма. Потом было подведение итогов работы команды – это уже архетип Сезоность карта Осень. Также у нас в группе образовался скрытый конфликт, участники были яркие и достаточно разные. Скорее всего, это проявлялся архетип Авгиевы Конюшни. Не знаю точно, какие его карточки. Не разбиралась в нем.
Я иду по парку. Шуршит снег под ногами. Но мне не холодно, ведь со мной твое Доброе Слово. Я его разделил на тысячи кусочков, и теперь дарю детям. Ведь им оно так нужно. Благодарю тебя сквозь годы за тонкую ниточку, на которой держится мир.
(из истории о хулиганстве Ларисы Афанасьевой. Презентация деятельности Упсала-Цирка)
А здесь, как мне видится, есть целый многогранник архетипов. Архетип Сезонность – как цикл передачи от одного сердца другому целого объема знания в виде нескольких слов. А это знание потом реализуется из Зимы в Весну, потом в Лето, а сейчас и в промежуточный этап Осени. В меньшей, но не менее важной степени присутствует Архетип Помощник карта 17 Неожиданный подарок. Действительно, для героини происходит чудо, после которого она обретает веру, что ее мечты могут сбыться, получает много Силы и Веры. Потому что в то, что она это может, верит еще один человек. И еще вижу архетип Дорога карта 3 Неожиданная находка. Героиня понимает то, что переворачивает и меняет всю ее жизнь. Не очень разобралась в разнице между картой 3 и картой 17, они и похожи и разные.
Процесс перехода между карточками вижу так: Следуя по своей Дороге, героиня встречает Помощницу волшебницу (своего учителя), которая ей передает Знание. Это неожиданный подарок. А то время, когда героиня начинает менять свою жизнь и передавать это Знание другим, это уже карта 3 Дороги. Здесь уже важно, что сделано с находкой, воплощается ли подаренная идея дальше или человек ничего не меняет в своей жизни. И все это завершается архетипом Сезонность в общем, как процесс передачи, и в частности, как прохождение каждой этапов реализации Дела Жизни.
Бельчонок только недавно сюда пришел и уже хотел много-много всего делать. Столько идей копошилось в его ушастой головке. Столько всего доброго и светлого ему предстояло. И тут Бельчонок прямо таки врезался в Мост. Он уже и раньше его видел, да только тогда не понял ничего. Пчела какое-то время назад его позвала: «Пойдем туда!». И он увидел не только мост, а бегущего по нему пингвина. Пингвин бежал. Бельчонок побежал за ним, тот быстро перепрыгнул через перила на самой высокой точке моста - посередине. Бельчонок отважно хотел его схватить и не дать совершиться страшному, но ему удалось только на секунду своим криком задержать падение. Пингвин все равно бросился вниз и разбился. Бельчонок упавшим взглядом посмотрел вокруг. Это было так странно. На мост заходили люди, а по Мосту уже шли пингвины. И чем ближе они были к середине моста, тем быстрее они к ней бежали. Некоторые прохожие обращали на них внимание, некоторые и вовсе не замечали. Тогда бельчонок подбежал к началу Моста, и обращаясь к каждому идущему по нему получеловеку-полупингвину. Но ничего не менялось. Вдруг рядом с собой он почувствовал чье-то плечо. Рядом с ним стоял шакал. Он был друг, они были одной крови. И с ними была та самая пчела. Их было трое, нужно было что-то менять. Бельчонок сходил туда, откуда приходили эти пингвины, и увиденное было невыносимо страшно. Нужно было помочь Людям поверить, что они могут изменить свою жизнь до того, как они пойдут к мосту и превратятся в Пингвинов. И тогда они втроем встали на границе между Мостом и Миром. И претворили они в жизнь прекрасное чудо, Чудо Полета. Оставалось только придумать способ говорить с людьми-пингвинами. Тогда они постигли тайну фокусничества. И смогли с ними заговорить. И говорят до сих пор. Вот такая маленькая сказка о большом чуде.
(об истории создания Упсала-Цирка)
Здесь проявлялся архетип Дорога на разных этапах карты с первой по четвертую (Зов дороги, расставание с привычным, Неожиданная находка и испытание собственной силы). Поясню Зов дороги : это обращение немки к девушке с идеей создания цирка для детей, попавших в сложную жизненную ситуацию. Это был ее дипломный проект! Вспомните, что было у вас дипломным проектом в университете? Архетип Помощник все его карты, архетип Сезонность карты Весна как начало нового, творческий порыв и карта Лето в виде активного труда в поте лица своего.
Анализ мастер-классов в Упсале с точки зрения подхода.
Здесь я только рассмотрю проявление архетипов у ведущих мастер-классов. Сам педагогический подход я не буду анализировать, так как мне недостаточно информации о нем. Но некоторые мои выводы по увиденному можно прочитать в описании этого дня Вконтакте в обсуждениях группы младшего потока.
Первый вела Лариса Афанасьева, директор и художественный руководитель Упсала-Цирка и преподаватель Упсалы Ярослав Митрофанов; второй - создатель и художественный руководитель театра Пиано (театр, где работают глухие дети) Владимир Чикишев с дочкой Настей.
Во время мастер-классов мной был выделен в ведущей Ларисе Афанасьевой архетип Государство и Помощник. Первый архетип проявлялся в логике речи, в четком понимании структуры происходящего, удержании его ритма, распределении ролей и последовательности действий. Второй архетип проявлялся в чутком отношении к каждому, в организации процесса обратной связи и подбадривании во время всего сложного этапа.
У ведущего Ярослава Митрофанова бы ярко выраженный архетип Творца. Он сам постоянно что-то делал новое, неожиданное, в конце даже учил нас фокусам. И нас провоцировал на хулиганство, поиск интересных действий, находок; все части, которые он вел, развивали творческую фантазию, будили воображение, радость и интерес.
Про ведущего Владимира Чикишева мне сложнее всего сказать, как будто к нему у меня из всех пройденных пяти не подобрать ведущий архетип. Видимо, присутствует архетип Государство карта 6 Мудрый правитель. Он знает свою страну и свой народ, его пределы и особенности и спокойно и мудро направляет. Также его подход активизирует творчество, значит еще и архетип Творец карта 11 Изобретатель. Он помогает каждому двигаться не в заданных рамках и не навязанных стереотипах, а самим собой.
В Насте я увидела архетип Помощник. Он проявлялся в виде помощи с одной стороны участникам, а с другой стороны – ведущему. Каждым по-разному она находила слова и действия, которые нужны.
Комментарии (0)