Марина Шеина - исследование
Марина Шеинаmorskayamorskaya

продолжение

Комментарии (20)

20 октября 2014 в 02:38
domsrednyАлена Суриковаdomsredny

Хорошо, Марин! Теперь давай разберемся - одно ли и то же "сказковеденье" и "сказкотерапия"? Есть ли здесь "педагогика" - развитие, воспитание, движение не из "плохо" в лучше? Как связаны элементы, которые Ты выделила мужду собой?

8 ноября 2014 в 15:10
morskayaМарина Шеинаmorskaya

Сказковедение и сказкотерапия - явно разные истории, термины. (иначе зачем бы придумали 2 разных слова?)

насколько я пока успела понять сказковедение отличается от сказкотерапии примерно так же как теоретическая наука от прикладной.

Сказковедение, в котором как раз и занимаются темой архетипов, сценариев, героев, формирует базу, которую сказкотерапия уже применяет практически.

получается, что сказковедение - скорее исследование

сказкотерапия - практика

Оказывается, что ни одно из направлений не является первоочередным. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

 

Теперь про педагогику. (Возможно это действительно, как сказала Лена, педология?)

Попробуем рассмотреть наличие воспитательных, образовательных и терапевтических элементов при помощи анализа типологии сказок.

В сказковедении сказки разделяются на 5 видов:

1. Народные и авторские

2. Дидактические

3. Коррекционные

4. Терапевтические

5. Медитативные

Рассмотрение первого вида мы отложим на какое-нибудь будущее

И начнём сразу со второго вида. Сказки дидактические представляют из себя по сути дела некоторый учебный материал, "упакованный" в сказку. Стоит отметить, что в сказочную форму возможно упаковать материал буквально по любому предмету (и по техническим и по гуманитарным). Т.о. этот вид сказки применяется напрямую в образовательных целях.

Коррекционные сказки применяются в воспитательных целях. В сказках данного вида ребёнку показывается, просто говоря, как делать нельзя и на что это возможно заменить. Так, ленивый персонаж к концу сказки непременно должен стать трудолюбивым, трусливый - смелым, замкнутый- открытым, сердитый - дружелюбным.

8 ноября 2014 в 16:05
morskayaМарина Шеинаmorskaya

При написании данного вида сказки важно учитывать, какого возраста слушатель/читатель?

8 ноября 2014 в 16:09
morskayaМарина Шеинаmorskaya

То, что является тщательно завуалированным посланием в форме сказки для ребёнка 5-6 лет, может оказаться прямолинейным грубым чтением морали для 10летнего. важна возрастосообразность!

Если все необходимые элементы учтены, и произведение создано продуманно и прочувствованно, то такая сказка приводит ребёнка к коррекции его поведения (как минимум, заставляет его задуматься, как максимум - действительно изменяет паттерн его поведения)

8 ноября 2014 в 16:12
morskayaМарина Шеинаmorskaya

Терапевтический и медитативный виды сказок работают в ерапевтических целях.

Таким образом, в сказкотерапии есть и воспитательные, и образовательные, и терапевтические задачи. но ведущей является, конечно же, терапия

15 ноября 2014 в 08:19
domsrednyАлена Суриковаdomsredny

Марин, хорошее выделение зоны педагогики, а теперь самое время попытаться соотнести элементы системы и связи, сделав свое предположение об их соразмерности и динамике, например через гипотезу о небходимых и достаточных составляющих для решения какой-либо педагогической задачи с помощью данного подхода

16 декабря 2014 в 23:13
morskayaМарина Шеинаmorskaya

Я попробовала придумать пример, в котором решалась бы какая-нибудь воспитательная или образовательная задачи при помощи сказковедения и вот с чем столкнулась:

Сказкотерапию возможно рассматривать при помощи системного подхода, если мы говорим о ней как о терапии, но если же мы начинаем говорить о педагогике, то не можем рассмотреть ее как педагогическую систему. В педагогике мы можем применить скорее только ее методы.

16 декабря 2014 в 23:18
morskayaМарина Шеинаmorskaya

Почему я сделала такие выводы? Можно вернуться к самому началу - для возникновения пед. системы необходимы - мировоззрение, на котором она базируется, некая цель, задачи, свои методы и акценты (ключи).

Здесь же мы видим, что методы сказкотерапии можно использовать при разных мировоззрениях - ни на каком конкретном мировоззрении, если мы говорим не о терапии, а о педагогике, она не базируется. Задачи тоже могут быть совершенно разными - в зависимости от того, какой конкретно родитель или педагог и для какого конкретно ребёнка эти методы применяет.

16 декабря 2014 в 23:43
morskayaМарина Шеинаmorskaya

Приведём пример.

Родитель считает, что у его ребёнка проблемы с тем, что он дерётся. Эдакий ребёнок - задира. Вот мы составляем для него сказку, в которой рассказывается про какого-нибудь волшебного персонажа - зайчёнка, лисёнка, троллика, который так много задирался, что остался совсем без друзей. И как он потом исправлялся и как нелегко ему было этих самых друзей обратно вернуть. - Применяем метод сказкотерапии - составляем коррекционную сказку. И вот в поведении ребёнка что-то меняется! сказка его зацепляет и он, возможно сам того не замечая, изменяет своё поведениее. Задача выполнена!

Второй родитель обращается  с этой же проблемой, и ему предлагается почитать вместе с ребёнком рыцарские легенды и  романы в пересказах для детей. У него формируется образ себя как ВОИНА. Он изменяет опять же своё поведение: начинает "драться по правилам". Сражаться только с равными, создавая и разрабатывая вместе с "противником"  какие-то правила для обоих участников - как на рыцарских турнирах.

Но в это же самое время какой-то третий родитель не обращается с этой же самой проблемой. Он говорит: никакой проблемы нет. Все дети в каком-то возрасте дерутся. Это нормально.

Получается, что каждый из этих вариантов вмещается в сказкотерапию, как в педагогический подход. Поскольку никакого единого мировоззрения, системы ожиданий (если я воспиываю ребёнка соласно этому подходу, то он вырастет: добрым, свободным, умным, творческим - нужное подчеркнуть), никаких единых задач не наблюдается. Они сиуативны и интуитивны. Наверное, в какой-то степени они отдаются на откуп родителю и конкретному сказкотерапевту. Кто-то видит, что необходимо формировать в ребёнке такие-то, такие-то и такие-то качества, и необходимо исправлять, изменять такие, такие и вот такие. А кто-то считает по-другому. а кто-то ещё по-третьему.

И всё это получается очень индивидуально, интуитивно.

Тогда как в каждом педагогическом подходе всё очень конкретно. Есть определённая картина мира, описывающая понимание о человеке, о ребёнке, о мире в целом и о месте этого человека в мире. О том, каким приходит человек в этот мир, что и как он впитывает, что ему необходимо впитать и каким образом, что из этого должно получиться.

16 декабря 2014 в 23:48
morskayaМарина Шеинаmorskaya

Таким образом, если мы говорим о терапии, то видим здесь все составляющие системы, тогда как в педагогике это будет скорее не система, а метод применяемый для конкретно возникающей ситуации.

18 декабря 2014 в 04:29
Комментарий удален.
28 декабря 2014 в 16:33
morskayaМарина Шеинаmorskaya

Направление работы

28 декабря 2014 в 16:35
morskayaМарина Шеинаmorskaya

Исходя из разговора с Марией Ленской я поняла, что не смогла обнаружить в сказковедении такие важные составляющие как мировоззрение, цель, задачи именно потому, что на курсе по сказковедению нам были даны Методы работы со сказками. А до мировоззренческой базы мы просто-напросто пока ещё не дошли.

28 декабря 2014 в 16:37
morskayaМарина Шеинаmorskaya

Мировоззренческую основу, да и вообще основу, на которой строится сказковедение и сказкотерапия, Маша предложила искать в архетипах. Поэтомуближайшим предметом моих исследований и поисков окажутся именно они - АРХЕТИПЫ

27 февраля 2015 в 23:46
Комментарий удален.
28 февраля 2015 в 00:09
morskayaМарина Шеинаmorskaya

Наконец возвращаюсь к продолжению исследования!

Материалом для продолжения и уточнения исследования для меня послужили статьи с сайтов Института Комплексной Сказкотерапии. Одна из статей была посвящена истории возникновения сказкотерапии, другая - архетипам.

Начнём с вопроса, который сильнее всего меня зацепил на предыдущей ступени: почему я нахожу много материала о сказкотерапии как о методе и не могу найти других важных составляющих (таких, как мировоззрение, цель, задачи), говорящих нам, что сказковедение - педагогическая система?

Ответ на свой вопрос я нашла буквально в самом начале статьи по истории сказкотерапии. Абзац начинался с заглавия "Сначала был метод...)

Цитирую:

"Сначала был метод...

В начале пути не было ничего... Нет, это не правда, образование-то было! В основном, психологическое, еще - музыкальное, педагогическое, филологическое, медицинское, техническое, строительное, художественное... Многовато. Хорошо, что хоть все это ни у одного человека.

В начале 90-х российский психологической мир захлестнула волна зарубежных "терапий". Мы, как дети, радовались тому, что, наконец, "дорвались" до конкретных методов помощи человеку! Психоанализ, гештальт, транзактный анализ, психосинтез, бихевиоральная терапия, юнгианский анализ и анализ по Адлеру, гуманистическая терапия Роджерса и концепция самоактуализации Маслоу! "Вау", - как сказали бы сейчас. Сколько тренингов, переводов, семинаров, лекций, конференций, - и на все нужно успеть, ничего не пропустить.

А потом сразу же апробировать на "изголодавшихся" психологически запущенных клиентах!

Мы честно прошли этот "бум", попробовали себя в разных направлениях и техниках, и поняли... что-то тут не так!

А где наш, российский, терапевтический метод, адаптированный под особый менталитет? Где тот, как сейчас говорят, "формат", в котором можно творчески синтезировать все лучшее от "терапий"? В какой форме лучше всего до "психологически запушенного" клиента "доходят" психологические знания?

После продолжительного внутреннего и профессионального поиска стало понятно, что нужен "формат" сказки, метафоры. Ведь это то, что легко усваивается, и надолго запоминается. Понятно, что сказочные сюжеты, в которые мы "упакуем" психологические знания, должны быть адекватны возрасту и интересам клиента. Но это - "дело техники"!

Так у Татьяны Зинкевич-Евстигнеевой созрела мысль "упаковки" психологических знаний в сказочную форму. Но это было только начало. Дальше - встречи с чудесными людьми, коллегами, сказочниками, одухотворенными безумцами, исстрадавшимися клиентами. И, постепенно, стала оформляться концепция метода Комплексной сказкотерапии. Надо сказать, что данный процесс идет до сих пор."

28 февраля 2015 в 00:23
morskayaМарина Шеинаmorskaya

Итак, история началась действительно с поиска метода. Мировоззренческие осования, а также цель и задачи были как бы очевидны. Но стоит отметить, что и мировоззрение и цель с задачами всё-таки есть, и мне их удалось найти:)

Мировоззрение в сказкотерапии базируется на циклической картине мира. В методе возникают архетипы, так как предполагается, что меняются времена, обстоятельства и формы, но суть происходящего остаётся той же. Иначе говоря, может измениться облик фигуры и фона, но суть их отношений останется той же. Есть лишь задача их узнать. Опять же цитирую: "Архетип – это базовая матрица, «первичный образец», фундаментальный механизм, который проявляет себя неизменным на протяжении многих веков. Меняются культурные декорации, поколения, цивилизации, а действия архетипов остаются неизменными".

28 февраля 2015 в 01:09
morskayaМарина Шеинаmorskaya

Из циклической картины мира исходит ценность традиций. Иными словами можно пересказать так: все законы устройства мира, его гармонии и гармоничности человека в нём изложены в сказках и легендах (это и есть традиции), просто код их восприятия в процессе изменнения человеческой культуры утратился. И его необходимо восстанавливать. (отсюда и появление сказковедения - исследований символов и скрытых смыслов в сказках, типологизация персонажей, ситуаций и т.п.)

Цель в сказкотерапии, насколько я понимаю, состоит в том, чтобы наделить человека УТРАЧЕННЫМ ЗНАНИЕМ о себе и о мире.

Причём важно отметить, каким способом это будет осуществляться. Так, в одной из статей об архетипах в сказкотерапии читаем: "

Одна из важнейших задач сказкотерапевта – это символическая реставрация архетипических матриц во внутреннем пространстве человека. У многих людей тонкие «каналы», основанные на архетипах, разрушены в силу действия различных причин. Это влияет на качество отношений и узор судьбы человека. Сказкотерапевт осуществляет реставрационные работы на бессознательно-символическом уровне. «Многократно повторенное символическое действие, меняет и физическую реальность», - один из важнейших законов Комплексной Сказкотерапии."

28 февраля 2015 в 01:20
morskayaМарина Шеинаmorskaya

Это уже, как мы видим, задачи. Т.е. восстановление происходит на бессознательном уровне и происходит посредством многократного повторения (по способу похоже на древние ритуалы - многократное "проигрывание" сцен охоты для того, чтобы потом осуществить её на деле). Только здесь, насколько я поняла, принципиально важно, что "клиент" не осознаёт, ЧТО он "обыгрывает" - возможно, это способ проникнуть через мощную защиту психики современного человека (мол, я сам знаю, чего я хочу и к чему стремлюсь, пусть даже я и глубоко несчастен)

К этой же теме:  в той же статье встречаем: "задача героя на Распутье выбрать ЛУЧШЕЕ ДЛЯ СЕБЯ, в соответствии со своей индивидуальностью и Предназначением. Ошибка героев на Распутье – выбирать лучшее не для себя, а для тех социальных стереотипов, установок, которые живут у них внутри. Чтобы сделать правильный выбор герою нужно слушать свое сердце. Это самое сложное". - здесь некоторые ценности и установки, имеющиеся у личности, подвергаются сомнению и критическому осмыслению. Задача в том, чтобы человек при помощи метода сказкотерапии смог задуматься над своими глубинными, сформировавшимися за долгие годы установками, увидеть, является ли он действительно их автором или же жертвой моды, воспитания, обстоятельств. Здесь есть некоторое подразумевание, что где-то там глубоко внутри, сокрыто ото всех и прежде всего от самого себя есть тот самый "настоящий", истинный человек, есть некоторый именно его путь, который возможно найти и увиднеть. Но только хитрым,"обходным" способом - тайным как правило для самого "клиента" и немного более явным для сказкотерапевта.

28 февраля 2015 в 03:05
morskayaМарина Шеинаmorskaya

Последнее, что хочется отметить: на мой взгляд это значимый момент именно с точки зрения системного подхода - то, что сказковедение - это довольно-таки молодая система (год основания, согласно тексту статьи, 1998 - то есть всего-ничего 16 лет), находящаяся всё ещё на стадии формирования. Это означает, что система, как ещё не доформировавшаяся, находится в открытом состоянии. Да, это открытая система. А значит она способна быть гибкой, видоизменяться, дополняться (поскольку вход в систему частиц - элементов других систем всё ещё возможен), обмениваться (ведь открытые ворота всегда работают в обе стороны) опытом и информацией, а следовательно эта система в состоянии "открытости" - живая.

В противовес для понимания можно поставить авторские педагогические системы, завершённые, (например, по причине завершения жизни автора). Возьмём систему Монтессори или Вольдорфскую систему: никакие изменения, вносимые извне уже невозможны - это готовая, завершёная форма и возможность её изменения ушла вместе с автором. Теперь любые попытки "вторгнуться" в эту систему, осознать её и видоизменить будут лишь интерпретациями на тему, авторскими курсами в духе данного подхода, но никак не частью самого подхода. Всё, система завершена и закрыта.

Продолжение, а возможно уже завершение и обобщение исследования буду осуществлять в зависимости от полученного ответа.

Прокомментировать запись:

Для комментирования записи необходимо стать зарегистрированным пользователем.

Войдите или зарегистрируйтесь.

Добавить запись

Для добавления записи необходимо стать зарегистрированным пользователем.

cache: no_info (3), no_need (6), miss (1), cached (12)db queries: 4time: 0.176

При отправке данных на сервер произошла ошибка. Проверьте соединение с интернетом и попробуйте перезагрузить страницу.

У Вас не хватает прав на выполнение операции. Данные не были сохранены.