Елена Алексееваaleshiky |
Сказковедческий подход
Алён, пока Миха в цейтноте из-за деборкадера, я, видимо, займусь твоей логикой. Подход возьму сказковедческий (модуль Юли), это пока единственно доступный мне по времени. Начало модуля в этот четверг. Имеет ли смысл почитать анализ сказковедческого подхода питерской студентки предварительно, или луше начать с истого листа?
Комментарии (11)
Вероятно лучше сначала посмотреть самой, написать отчет по первым впечатлениям, а потом почитать и прокомментировать Маринкин
Признаки системы в сказковедческом подходе:
Подход работает в абстрактном поле.
Существует задача, которую можно сформулировать примерно так " Гармонизация состояния человека через различные методы работы со сказкой". Существует иерархия задач, например одна из прервых "понять себя"
Входит в надсистему терапии или арттерапии. Определить, что шире Сказковедение или Сказкотерапия пока не берусь, прямых вопросов я пока не задавала, а Маша и Юля дают различные вербальные маркеры на эту тему.
Ведущие всегда обращаются в объяснениях к устойчивым сказочным образам или устойчивым словесным формулировкам (Давным-давно, испокон веков).
Принципы обазначены следущие:
Методы, которые уже можно обозначить:
Понятно, что каждый из методов является самостоятельной системой, со своими задачами, рамками использованиями, методами и приёмами.
существенные элементы:
основные используемые термины: сказкотерапия, сказковедение, сказка, герой, персонаж, истории, рассказ, символ, смысл, поле материнской защиты, патерн, архетип, спонтанное, осознанное.
Существуют внутренние классификаци сказок, архетипов и периодизации под них.
Есть отдельные приёмы: ведущий старается общатья с каждым на "его" языке, использует его термины и образы. Видимо, существует запрет на отрицательные формулировки при общении...
Не нашла ни здесь, ни на сайте ИШиПО материалы по тем бесседам, которыми ты задавала свою мастер логику. Поэтому делаю сначала конспект своего понимания твоей лекции-беседы, что бы, если я чего-то неправильно поняла - ты поправила. Я была на второй беседе по твоей мастер-логике "Системное мышление. Исследование педагогических подходов"
Само понятие Системное Мышление (далее СМ) мы рассматривем как средство (инструмент) для изучения интересуещих нас объектов, В даном случае педподходов. И средство это исторически обусловленно, т.е. с развитием человечества менялся и способ мышления и то, что считалось в определённом периоде - СМ (например классификация в какой-то момент истории считалась верхом СМ)
Качественный показатель СМ, мы определяем как Корректность Мышления и проверяется она в эффективности М (устраивает нас результат или нет), Следовательно СМ всегда лежит в рамках: исторического периуда и нашего объекта изучения.
Далее мы вспомним модель мышления Выгодского:
Выгодский задаёт уровни абстрогирования мышления и говорит о низших и высших уровнях абстракции:
Виды мышления: объекты рассмотрения
Два подхода (в СМ? )
Системно аналитический:
Схватывающий.
Семантические поля, ключевые слова, значимые тармины.
Теперь, о том, что я нашла таки на сайте, это - таблица видов мыщления, в том числе системное мышление: не поняла "Выбери, на базе какого мышления ты будешь системно мыслить" это про системно-аналитический или схватывающий?
Правильно ли я поняла, что "предписание" в этой таблице это, по-сути, шаги по анализу педподхода?
Таблица и предписания в ней - это пока рабочий материал лаборатории, но ориентир такой - это предписание по применению инструмента мышления, данном случае к анализу пед.подхода. Поскольку системное мышление мы понимаем как "мета-протокол" - т.е высшую функцию мышления, встающую уже на какой-то оперативный базис - то предполагаем, что Ты можешь выбирать базис)
В системном мышлении важна возможность корректно мыслить динамические параметры, процессы и сложные, не линейные связи, взаимовлияния
Корректность важна в любом мышлении))
По сказковеденью - сформулируй вопросы, которые для Тебя сейчас стоят и подходы/варианты поиска ответов
Сформулируй гипотезы и способы их проверки
Типы связей, которые ты уже видишь
"Гармонизация" - что это такое в данном подходе и чем она достигается?
вопросы:
Начала разбираться с методом карты "Мастер сказок", читаю методичку, рассматриваю карты их символы, классификацию архитипов и т.д.
Гармонизация - как на сегодняшний момент вижу: через достаточно мягкие формы "поднимаются" из подсознания личные кризисы, "сломанные" закономерности и пр. И "выправляются" чаще всего через анализ. Т.е. из эмоциональной плоскости переводится в когнетивную. Но после того как прочла методичку хочу проконсультироваться у Юли.
Посмотри, пожалуйста, тексты Насти и Маринки по сказковеденью и прокомментируй сопоставление своего и их взгляда, выделенные ими акценты
Извини за задержку, болела и голова совершенно не работала, на модуле по сказкотерапии присутствовала по скайпу ), на ближайших выходных сделаю задание
Хорошо))
Прикинь (и зафиксируй) заранее вопросы, которые тебе нужно задать носителю подхода (Юле, например), чтобы потом структурировать ответы. Точность формулировок не существенна - важна суть вопроса.
КогнИтивную)))
Итак, ответы на вопросы, которые я себе ставила в первом такте
1. Сказковедение - это первый этап знакомства со сказкотерапией, "знакомящий с миром сказки". Т.е. по сути, модуль на который я хожу и является сказковедением, а не сказкотерапией. Сказковедение внутри системы Сказкотерпия.
2. с элементами, как и предполагала оказалось сложно. Поскольку сами авторы дают сказкотерапии ... 4! определения. Об этом буду говорить подробно.
3. Про методы, более менее подробно могу пока рассказать карт "Мастер сказок".
Остальные - вопрос к Юле. Т.е. какие конкретно задачи решает сказкотерапия и какие именно методы решают эти задачи, а не другие (вопрос на завтра).
Вопрос тебе: честно говоря проблема определить, что считать элементами и связями. Я попробую рассмотреть их исходя из 4 определений. И у меня гипотеза, что типы связей из формальной логики, не сильно подходят к терапии... Есть ли примеры связей не из логики?
3 из 4 определений Сказкотерапии:
Комплексная сказкотерапия как развитие эмоционального интеллекта (развитие культуры чувств и умение распозновать, осозновать, развивать и контролировать чувства, поведение).
Комплексная сказкотерапия - система представлений об уникальном узоре судьбы каждого человека, складывающегося из архетипов и архетипических сюжетов.
Сказкотерапия как элемент воспитания (ось питания)
примеры (7+1) мужских архетипов: парные Монарх - слуга, Крестьянин - купец, одиночные - монах, философ, шут, воин