Ольга Бажанова - исследование
Ольга ДенисоваParasolkaParasolka

Сказковедение

Сказковедение

I. Задачи, которые решает подход

  1. Благодаря сказковедению запускаются внутренние процессы – человек может обратиться внутрь себя,  выявить  области которые требуют перемен, усовершенствования, роста; или может, наоборот – какие-то болезненные вопросы души, которые нуждаются в успокоении.

Зачастую могут всплыть такие «проблемы», которые до сих пор человек сам для себя и не замечал – возможно какие-то внутренние блоки, сама  психика заслоняла возможность увидеть их. В сказковедении зачастую используется такой метод, как перенесение себя на некоего иного персонажа. Благодаря проживанию своих волнений  через другого, психика «расслабляется», и позволяет увидеть то, на что раньше было страшно открыть глаза. Более того, не только увидеть, но и пережить, и найти решения.  Такая работа «души», которая происходит  во время проигрывания  сказочного сюжета, позволяет затем решить эту проблему и в жизни, т.е. дает огромный ресурс.

2. Если акцентироваться на пользе сказковедения для детей,  то идет закладка первостепенно важных понятий – добро, зло, любовь, верность, дружба и т.д. что несомненно потом пригодится в жизни.

3. Если обратиться к теме «архетипы», то можно сказать, что сказковедение придает системность внутренней организации , позволяет как бы со стороны посмотреть на каком этапе жизни ты сейчас находишься, и куда нужно двигаться дальше. Т.е. позволяет сосредоточиться на цели; возможно в сказочной форме пережить, и тем самым в реальной жизни отбросить ненужные страхи.

II. Любое сказковедческое занятие  состоит из нескольких этапов:

  1. Ориентация. На первом занятии – знакомство. Далее - вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились.
  2. Ритуал “входа” в занятие. Создать настрой на совместную работу,разделить мир материального и волшебного
  3. Расширение. Расширить представления человека о чем-либо предложить новую информацию в виде сказки, притчи, легенды
  4. Закрепление Чувственно-смысловое проживания новой информации. Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности
  5. Интеграция Обсуждение игрового опыта. Объединение нового опыта с реальной жизнью.
  6. Обобщение Четко подвести итог всему тому, что происходило на занятии. Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся
  7. Ритуал выхода из занятия. Закрепить новый опыт, подготовить человека  к взаимодействию в привычной социальной среде

  8. III.  Ключевые элементы подхода

Помимо элементов, которые прослеживаются в этапах занятия, хочется выделить еще несколько:

  1. Работа с песком – придумывание и проигрывание сказки в «песочнице»  с различными куколками, игрушками, статуэтками.
  2. Различные  специальные игры с карточками, по которым можно придумывать сказки (например «Шкатулка доброго волшебника», либо получить душевные ресурсы (например «Хранительницы сада»)
  3. Телесное проживание – проигрывание сказок
  4. Придумывание сказок
  5. Прослушивание сказок

IV. Акценты

Также хочется отметить, что для эффективности занятия очень важны

  1. атмосфера вокруг – музыка, помещение, одежда ведущего и предметы которые он использует в ходе занятия
  2. доброжелательный доверительный настрой между участниками
  3. Ресурсное состояние. Иными словами прежде чем ведущий  даст задание  и участнику необходимо будет что-то выполнять, т.е. затратить свою энергию; прежде ведущий должен дать человеку эту энергию.

Комментарии (6)

15 ноября 2014 в 07:56
omurОлег Муромцевomur

Оля, спасибо, хорошая систематизация, теперь важно добавить сюда динамику - связи между элементами - как они организуются, что на что влияет, какие элементы ключевые в педагогическом аспекте

Есть ли у Тебя уже свой опыт ведения в этом подходе? Проанализируй его - какие моменты сложные, на что в практике необходимо опираться, где границы допустимого - что нельзя делать?

Какие у Тебя сейчас вопросы?

15 ноября 2014 в 08:07
domsrednyАлена Суриковаdomsredny

Оля, это моя запись из под Олега - по ошибке))) Не удивляйтесь

30 декабря 2014 в 16:50
ParasolkaОльга ДенисоваParasolka

Сказковедение: исключительно  терапия, или еще и педагогика?

На мой взгляд, это и терапия, и пед. подход. Даже если взглянуть на виды сказок (а от сказки идет и вся структура занятия, цель занятия), то мы увидим, что есть сказки, есть такие структуры сказковедческого занятия, которые позволяют обучать ребенка новому материалу:

 Дидактические сказки  создаются педагогами для “упаковки” учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, создаётся сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок “подаются” учебные задания.

Алгоритм дидактической сказки-задания:

  1. Введение в сказочную страну, в которой живет одушевляемый символ. Рассказ о нраве, привычках, жизни в этой стране.
  2. Разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут выступать злые сказочные персонажи (дракон, Кощей), стихийные бедствия (ураган, ливень), тяжелое эмоциональное состояние (скучно, тоскливо, отсутствие друзей).
  3. Обращение к ребенку. Только человек с пылким сердцем и знаниями может все спасти. Поэтому, чтобы восстановить страну, нужно выполнить определенное задание.

На сказкотерапевтических занятиях ребята учатся переписывать заданные на дом математические примеры в виде дидактических сказок. В этих историях решение примера – это прохождение испытания, ряд решенных примеров приводят героя к успеху.

И виды сказок, которые оказывают терапевтический эффект:

Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается “замещение” неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.Надо сказать, что применение психокоррекционных сказок ограничено по возрасту (примерно до 11-13 лет) и проблематике (неадекватное, неэффективное поведение).

 Психотерапевтические сказки.  Сказки, врачующие Душу... Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны, со стороны жизни Духа. Они не всегда однозначны, не всегда имеют “традиционно” счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста.

Медитативные сказки  создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения,  создания в душе лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса.

Главное назначение медитативных сказок - сообщение нашему бессознательному позитивных "идеальных" моделей взаимоотношений с окружающим Миром и другими людьми. Поэтому отличительная особенность медитативных сказок – это отсутствие конфликтов и злых героев.

30 декабря 2014 в 16:54
ParasolkaОльга ДенисоваParasolka

Соединение теоретического понимания с практикой (сказковедческие занятия в детском доме, совместно с Олей Шешуковой).

Структуру занятия, ключевые элементы, акценты, можно уложить в cхему ниже. Также важна последовательность, в которой изображен ход занятия – этапы занятия невозможно поменять местами.

 

 

Сердцем занятия являются этапы «расширение» и «закрепление».

 При формировании плана занятия мы обычно начинаем с них. Этап расширение  - это прежде всего  о чем занятие, что мы хотим донести до деток. Тут прячется цель.

Этап закрепление – это больше работа детей, переваривание того, что они получили на этапе расширения. Для преподавателя тут важно создать условия, в которых ребенок комфортно и максимально продуктивно сможет усвоить полученные знания, перенести их в свой опыт. Здесь, на мой взгляд, лучше подобрать тот вид деятельности для ребенка, который для него удобен, не вызывает негативных эмоций, а наоборот, интересен, с которым он сможет справиться.

Тут важно уловить группу – что им проще (лучше поисследовать на первом занятии – с чем и как справляются). Кому рисование, кому лепка (а кто-то не может прикасаться к пластилину), кому нужны ткани и тряпочки, а кто больше любит познавать через тело, физические задания. Кому музыка помогает, а кого наоборот отвлекает.

Планы занятий, которые мы проводили в детском доме, можно найти тут: https://broad-education.atlassian.net/wiki/pages/viewpage.action?pageId=9765310

Мы для себя определили, что детям в детском доме крайне важно освоить архетип государство, прожить и понять чувства, с которыми они встречаются, которые в них живут.  Почувствовать некую структуру (король – слуги, иерархия и упорядоченность).

До знакомства с детьми, мы специально не придумывали строгий план занятий (кроме первого). Мы отталкивались от того, что задает группа, с какими трудностями сталкиваются дети, и, что, наоборот, им нравится. И исходя из этих ощущений, придумывали занятия.

Т.е. обычно формирование плана начиналось с следующих позиций: мы понимаем, что детям необходимо раскрыть такую-то тему; и из общения с детьми мы видим что им было бы интересно работать, например, с бумагой. Далее смотрим, какая сказка соответствует целям занятия (может уже существующая, а может придумываем сами. Если сами, что тогда в ней должно происходить? Кто главный герой – близкий и понятный детям, соответствующий их возрасту?). Далее форма, через которую сказка будет рассказана.

И затем этап закрепления. Он, с одной стороны, имеет некую зависимость от этапа Расширение  - само собой, он продолжает заданную тему,  но помимо этого, важны энергетика и чередование темпоритма. И, с другой стороны, мы отталкиваемся от того, с каким материалом детям комфортней работать.

Этап «вход в занятие». Тут есть разные пути. Возможно, на первом/предыдущем занятии, был найден некий вход, который понравился детям, был понят ими, и легко переносим на следующие занятия – т.е. не противоречит основной теме. Тогда можно использовать тот же вход и на всех последующих занятиях (возможно с небольшими изменениями, дополнениями). Может быть, что на каждом занятии свой индивидуальный вход под тематику.  Если не было выявлено на этапе  планирования расширения актерская роль педагога (кто он – море, фея и т.п.), то возможно именно сейчас появится идея перевоплощения педагога  в кого-либо.

Из этапа входа аналогично вытекает и этап выхода

Планирование этапа ориентация не требует особых усилий (особенно если это не первое занятие). И, скорее планирование этого этапа позволит принять решение в сторону добавления в занятие какой-то символьной вещи, может созданной в процессе занятия, может это кукла-помощник педагога. Нечто, что будет к следующему занятию служить связкой к прошлому, маячком, напоминанием.

Этапы интеграция и обобщение.  Они не обязательно присутствуют на всех занятиях, а только если видно что дети прониклись, поверили в волшебство, если видны пути как можно провести данные этапы ненавязчиво, без давления, не касаясь личного пространства, но попав в самое сердце. Это практически магия =) О них стоит подумать заранее, представив  вариант самого идеального развития занятия, подумать прежде всего что может стоить захватить с собой, что поможет провести эти этапы.  Подумать, и оставить тихонько  у себя, надеясь, что пригодится.

Сочетаемость элементов  на разных этапах между собой.

Все элементы, описанные в схеме выше, сочетаются между собой. Какое лучше выбрать на том или ином занятии? Это зависит от темпоритмики – что выбрано на предыдущий и последующий этап; от детей – что им нужнее, или ближе.

30 декабря 2014 в 16:55
ParasolkaОльга ДенисоваParasolka

Алена, не могу прикрепить схему сюда. Направлю Вам вконтакте вместе с текстом.

13 января 2015 в 21:59
domsrednyАлена Суриковаdomsredny

Оля, спасибо за внимательно сделанную работу! Схему я, пока, не получила

Прокомментировать запись:

Для комментирования записи необходимо стать зарегистрированным пользователем.

Войдите или зарегистрируйтесь.

Добавить запись

Для добавления записи необходимо стать зарегистрированным пользователем.

cache: no_info (3), no_need (6), miss (6), cached (8)db queries: 12time: 0.156

При отправке данных на сервер произошла ошибка. Проверьте соединение с интернетом и попробуйте перезагрузить страницу.

У Вас не хватает прав на выполнение операции. Данные не были сохранены.